Советский кинематограф, возникший на заре революции, прошел сложный путь формирования и развития. Его отличительной чертой всегда была мощная социальная направленность. Режиссеры той эпохи искусно сочетали художественную выразительность с актуальными вопросами общества. Фильмы, созданные в этот великий период, от «Судьбы человека» до «Броненосца Потемкина» поднимали важные социальные вопросы, касающиеся патриотизма, человеческой судьбы и морального выбора. Век советского кино оставил неизгладимый след в мировой культуре.
Сегодня, когда социальные проблемы становятся все более острыми, новые поколения кинематографистов обращаются к этим традициям, создавая произведения, способные тронуть зрителя и заставить его задуматься о важнейших аспектах жизни. Можно ли считать возрастающий интерес к советскому кинематографу и социально значимому кино надеждой на возрождение ценностей, заложенных в фильмах того времени, и как донести до широкой аудитории информацию о существовании смыслового кино, достойного внимания?
Ответы на эти вопросы и формирование сообщества думающих журналистов, пишущих о качественном кино, стали одной из главных задач Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран». Она проходила в столице Северной Осетии — Владикавказе, собрав 20 представителей различных СМИ со всей России в стенах Дома кино с 19 по 23 августа для участия в образовательном интенсиве от мэтров российской киноиндустрии.
Выбор места проведения не был случайным. Дом кино, один из пяти существующих в нашей стране — старинный особняк, которому почти 120 лет, изначально служивший Николаевскому мужскому училищу, а после революции на протяжении многих лет — музею истории Ингушетии. В 1945 году сюда была эвакуирована Северо-Кавказская студия кинохроники, которая работала в музейном переулке до 1979 года. Сегодня это не только объект культурного наследия и единственный сохранившийся исторический кинозал республики, но и дом для Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов России.
С первого дня участники оказались в атмосфере, которая побуждала их выходить за пределы привычного просмотра фильмов. Это пространство способствовало концентрации и размышлениям о происходящем, позволяло всматриваться в детали и замечать нюансы. В открытом и честном диалоге с драматургами, продюсерами, режиссерами, операторами, актерами и киноведами, в рамках мастер-классов, они могли находить ответы на поставленные вопросы и развивать важные навыки для правильной трактовки смыслового кино.
«Позывной «Пассажир» (16+),
МАСТЕР-КЛАСС РЕЖИССЁРА ИЛЬИ КАЗАНКОВА
Работа Лаборатории была открыта показом игрового фильма режиссера Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир», основанного на романе Александра Проханова «Убийство городов». Эта кинокартина, отражающая душевную глубину режиссера, передает личные переживания и боль, которые должны ощущать все россияне в свете событий последних лет.
Сюжет фильма захватывает зрителя резкими изменениями, внезапно произошедшими в жизни главного героя — молодого и успешного писателя Николая Рябинина. Его будни были далеки от осознания политической обстановки и социальных проблем страны, пока он не узнает о пропаже своего родного брата на Донбассе. Оказавшись в рядах батальона «Аврора», столичный писатель сталкивается с жестокой реальностью, полностью трансформирующей его внутренний мир, обнажая вину, время искупления которой настало.
Собственные воспоминания из хроники Великой Отечественной войны режиссер искусно вплетает в сцены военной драмы: иконы на стволе дерева становятся символом нерушимой веры и надежды. Этот фильм оставляет зрителя в состоянии глубокой рефлексии, побуждая побыть в тишине наедине с собой, своими мыслями, осознать происходящее в наше время и повернуться лицом к актуальным событиям.
«9 секунд» (12+),
МАСТЕР-КЛАСС КИНОПРОДЮСЕРА ЮРИЯ ОБУХОВА
Еще одним ярким примером редкой стойкости духа, бесстрашия и отваги, запечатленных в игровом фильме, основанном на реальных событиях, является работа режиссера Олега Штрома «9 секунд». Именно столько времени понадобилось простому бурятскому парню, чтобы совершить подвиг и спасти жизни 348 членов экипажа эсминца «Быстрый» в сентябре 2010 года. Ему вот-вот исполнилось 19 лет, жизнь только начиналась, а до окончания службы на Тихоокеанском флоте, о которой он мечтал с детства, оставались считанные недели. Однако роковые события той ночи изменили все.
Пожар в машинном отделении корабля начался ранним утром, когда шли приготовления к выходу в море. Матрос Алдар Цыденжапов не покинул свой боевой пост, а вступил в неравную борьбу с огнем, перекрыв вентиль подачи топлива. С сильнейшими ожогами Алдар был доставлен в госпиталь Владивостока. В течение четырех дней врачи делали все возможное для его спасения, но 28 сентября 2010 года Алдара не стало.
О поступке Алдара Цыденжапова, которого помнят, уважают и любят все офицеры, служащие на Тихоокеанском флоте, продюсер фильма Юрий Обухов узнал во время съемок фильма «Нахимовцы». Как выяснилось, многие жители Владивостока, а в целом и страны, не имеют представления о том, почему из бухты выходит корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», в честь кого был назван этот многоцелевой сторожевик, и кто был тот 19-летний парень. С времен Великой Отечественной войны ни один матрос не удостоился звания Героя. Звание Героя России Алдару Цыденжапову было присвоено посмертно 16 ноября 2010 года президентом Владимиром Путиным. Это подвиг не должен быть забыт.
Из желания восстановить справедливость родилась идея создания фильма, которую поддержали руководители компании «Каро продакшн». Вскоре был готов сценарий, в который вошли воспоминания родственников, учителей и друзей Алдара.
В съемках фильма принял участие народный артист России, депутат Госдумы Р Ф и первый зампред Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов, который не снимался ни в одном фильме на протяжении семи лет. Он без раздумий согласился на участие в «9 секундах», как только прочитал сценарий. Его напарником в фильме стал заслуженный артист России Даниил Спиваковский.
Участники Лаборатории стали одними из первых зрителей, удостоившихся почетного просмотра. После показа зрители аплодировали стоя, и даже мужчины не могли сдержать слез.
Премьера фильма «9 секунд» о подвиге Героя России из Забайкалья Алдара Цыденжапова состоится 26 сентября 2024 года.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (12+),
МАСТЕР-КЛАСС АКТРИСЫ ТЕАТРА И КИНО ОЛЬГИ ХОХЛОВОЙ
Продолжением темы о вечном стал показ советского фильма режиссера Никиты Михалкова, — «Неоконченная пьеса для механического пианино», снятого в 1977 году по юношеской пьесе А. П. Чехова «Безотцовщина», с использованием мотивов из других произведений великого писателя, таких как «Моя жизнь», «Учитель словесности», «Три года» и многих других выдающихся чеховских произведений. Этот фильм, не потерявший своей актуальности за 47 лет, по-прежнему символизирует будущее России.
Здесь есть все, он дает ответы на все вопросы, — делится мнением актриса театра и кино Ольга Хохлова.
В диалоге с Ольгой участники Лаборатории познавали мастерство гениальной актерской игры, которая сочетает в себе противоречия душевной широты и ограниченности, проницательности и слепоты, человеческой высоты и малости. Благодаря игре актера зрителю становится очевиден характер, раскрывающийся во всем своем сложном объеме и глубине. Каждая роль в этом контексте важна. Каждая из них демонстрирует бессмысленность существования интеллигенции и теплящуюся надежду на осознание и правильный выбор, закономерным итогом которого должно стать светлое будущее — то будущее, о котором так привычно размышлять, забывая, что жизнь проходит здесь и сейчас.
Киноведами не рождаются, ими становятся, обучаясь в ВГИКе и осваивая все каноны классического академического образования. Журналист, чтобы грамотно рассказать о современном российском кино, должен обладать знаниями, основанными на понимании не только структуры кинематографа с точки зрения продюсерского вклада, драматургии и режиссуры, но и основ операторской работы, которая является неотъемлемой частью качественного кино.
«Отель» (16+),
МАСТЕР-КЛАСС КИНООПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НОСОВСКОГО
Неожиданные ракурсы, световые решения и спецэффекты, кружащаяся камера, чередование крупных и общих планов, игра света и тени — все это создаёт оператор, придавая каждому фильму уникальность.
Участники лаборатории смогли оценить разнообразие и масштаб работы кинооператора, приверженца классической киношколы Александра Носовского на примере нескольких фильмов. В кинокартине «Отель», которая стала первой режиссерской пробой актера Александра Балуева, оператор мастерски снимает игру трех актеров, применяя весь спектр возможного и невозможного, тонко улавливая свет восходящего солнца и обнажая откровения героев. Контраст серости, монохрома и яркости красок, под дивным отблеском огня создает палитру цветов, которая контролирует сознание зрителя, управляя временем. Все это делает фильм не только интересным, но и вызывает эмоции, заставляющие задуматься о смысле и оставляющие вопросы для дальнейших размышлений.
«Календарь ма(й)я» (6+),
МАСТЕР-КЛАСС РЕЖИССЕРА ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО КИНО ВИКТОРИИ ФАНАСЮТИНОЙ
Совершенно другой подход оператора можно увидеть в фильме «Календарь ма(й)я», экранизации одноименной повести лауреата Крапивинской премии Виктории Ледерман, созданной под руководством режиссера детского и семейного кино Виктории Фанасютиной. Фильм снят так, что любой зритель сразу же включается в события и с интересом следит за ними до самого финала.
История о дружбе школьников и волшебстве, вечных человеческих ценностях и смелости будет одинаково интересна как взрослым, так и детям. По праву эту кинокартину можно назвать качественным не только детским, но и семейным фильмом.
«Сборник анимационных фильмов» (18+),
МАСТЕР КЛАСС ПРОДЮСЕРА АНИМАЦИОННОГО КИНО И КИНОВЕДА АЛЕНЫ СЫЧЕВОЙ
Многие ошибочно считают анимационное кино детским жанром, но это далеко не так. Анимация — мощный инструмент, способный рассказывать истории для всех возрастов, затрагивая самые разные темы: от философских размышлений до остросоциальных проблем. Доказательно и убедительно это было подтверждено киноведом и продюсером анимационного кино Аленой Сычевой. Глубоким смыслом пронизаны представленные участникам в рамках Лаборатории короткие анимационные сюжеты, снятые в различных техниках. Например «Обида», в сюжете жизнь, сотканная из неудач, пропорционально которым накапливается и обида: персонифицированный тёмный монстр, с которым заботливо нянчится героиня, вместо решения своих проблем. Обида растёт, в один момент затмевая всё.
Или, — «Мы не можем жить без космоса», номинированный на премии: Ника, Оскар и Golden Eagle Award. Комическое начало или «анимационный анекдот», сменяющийся трагикомедией. Сюжет о настоящей многолетней мужской дружбе и психологической достоверности отношений. Удивительно, как буквально за несколько минут, благодаря просмотру анимационного кино могут произойти внушительные переосмысления.
«Первые на луне» (12+),
МАСТЕР-КЛАСС КИНОВЕДА СВЕТЛАНЫ СТАРОСТИНОЙ
Совершенно другой космос увидели «лаборанты» в игровом фильме режиссера Александра Федорченко «Первые на луне». Имитация двух документальных стилей: ретро-хроники времён, игровые фрагменты, стилизованные под эпоху 1930-х и 1940-х годов и современного документального фильма-расследования, включающего интервью с современниками, очевидцами случившихся событий. Фильм снят так, что не каждому сразу становится понятна псевдодокументальность кинокартины.
Подлинный документальный фильм Светланы Старостиной «Созвездие Петра Чердынина» о русском актере и кинорежиссере эпохи немого кино Петре Чердынине стал противовесом и контрастом. Наряду с анимационной короткометражкой «Ау», в котором передана первая неслучившаяся любовь автора трехминутки, Алексея Шилова. Принц и принцесса, герои, созданные из настоящих листочков и палочек, в поисках любви всей жизни бродят по придуманному лесу.
«A Lumine motus/Меня приводит в движение свет « (6+),
МАСТЕР-КЛАСС РЕЖИССЁРА НЕИГРОВОГО КИНО СВЕТЛАНЫ БЫЧЕНКО
Лес, природа, оживающая с первыми теплыми лучами весеннего солнца, словно пробуждает сознание, являя зрителю то сокровенное, что ускользает от глаза человека и теряется в общей массе. Все то, что не может увидеть человек в силу своего суетливого существования предстает взору в документальной кинокартине Светланы Быченко «A lumine motus / Меня приводит в движение свет».
Глаза будут отдыхать, наблюдая за происходящим на экране. Сознание заставит сопереживать лягушкам и улиткам, а слух насладится музыкальным сопровождением. Удивительный кадр лесного озера, вокруг которого разворачивается действие и который сверху напоминает отпечаток гигантской ступни взрослого человека, пробудит внутреннего ребенка, а для самого ребенка это будет выглядеть как элемент сказки про великанов.
«Храм» (18+),
МАСТЕР-КЛАСС КИНОДРАМАТУРГА АЛЕКСЕЯ АЛЕШКОВСКОГО
Если все упомянутые кинокартины находили положительный и восторженный отклик участников, то фильм «Храм» режиссера Рауфа Кубаева вызвал неоднозначные чувства.
Вечные вопросы о том, правильнее ли изменить мир к лучшему, не изменяя себя, надеясь, что исправленный мир залечит душевные раны, или же изменять себя, меняя отношение к неблагодарному миру, не ожидая от него благодарности, стали основой размышлений. Можно ли исправлять чужие грехи, не исправив собственные? Возможно ли «осчастливить» кого-то против его воли? Казалось бы, все эти вопросы касаются жизни, но сам сюжет вызвал непринятие и осуждение.
«Дневник поэта» (12+),
МАСТЕР-КЛАСС ОБОЗРЕВАТЕЛЯ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ» МАКСИМА ВАСЮНОВА
В спорах рождается истина. Затронув тематику смыслов разговор перерос в обсуждение феномена якутского кино. Примером убедительной региональной работы стал фильм башкирского режиссера Булата Юсупова, — «Дневник поэта», в основу которого легла историю башкирского поэта Рами Гарипова. Смысловая составляющая фильма лирично перекликается с идеей самой Лаборатории «Наш экран» о возрождении советских традиций кинематографа.
«Золотой век» русской литературы тоже начался тогда, когда наши литераторы перестали подражать западным и вспомнили о своих корнях. Юсупов же вспомнил не только о башкирском языке и его талантливом представителе, но и об уроках советского кинематографа, той школы, из которой он сам вышел. Да и сюжет будто бы взят с советских страниц — молодой поэт, переживающий вместе с семьей бесчисленные бытовые неудачи, творческий кризис, нищету, утрату ребенка. бросает город и уезжает в деревню. Туда, где написал свое первое стихотворение еще будучи в детском возрасте.
Этим фильмом, журналист, обозреватель «Российской газеты» и соавтор Лаборатории Максим Васюнов подвел итог и завершил идейную составляющую всех пяти дней погружения в процесс, дав ключевые точки опоры и теоретическую базу, которая основой работы по киноведению для участников.
Киноиндустрии объективные критики вряд ли нужны, нужны люди, поющие дифирамбы и зазывающие миллионы в кинотеатры. Тем временем как для развития киноискусства и развития нашего российского кино, для его возвращения в русло наших традиций очень нужны правдивые кинокритики, чтобы вернуть наше кино на правильный путь. Мы не ошиблись, что пригласили вас на проект. Все очень разные, интересные, зрящие в корень. Поэтому считаю большой удачей, что именно вы будете писать о кино, — Максим Васюнов.
Таким образом замысел Филиппа Кудряшова, президента Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России под руководством которого прошла Лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран»:
Сегодня мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: российское региональное кино, часто обладающее глубоким смыслом и оригинальностью, остается за бортом информационного поля. Крупные порталы, ориентированные на кино, предпочитают освещать фильмы с большими рекламными бюджетами и звездными составами, игнорируя картины, не имеющие коммерческого потенциала. Несмотря на то, что в начале 2000-х существовали издания, поддерживающие отечественное кино, ситуация с тех пор ухудшилась. Журналисты все чаще ориентируются на «прокатные» фильмы, а интерес к некоммерческому кино угасает. Тем не менее, текущее время открывает новые возможности для развития российского кино. У нас есть шанс создать сильный, самобытный кинематограф, не копирующий западные тенденции. Важно возвращаться к традициям, отказываясь от погони за коммерческим успехом и фокусируясь на глубине отражающего нашу культуру, историю и душу. Необходимо создать новые платформы для продвижения регионального кино, обеспечить его доступность для широкой аудитории и поощрять создание кино, которое будет не просто развлекать, но и заставлять задуматься, чувствовать и открывать новые горизонты, - нашел свой отклик и был успешно реализован.
Возрождение советского кинематографа и социально значимого кино — это не просто возвращение к прошлому, а возможность для нового поколения рассказать о важных аспектах современности. Важно, чтобы современные фильмы продолжали сохранять дух искренности и глубины, присущие великим произведениям прошлого, и стали катализатором для обсуждения социальных проблем. Время покажет, какие новые шедевры создадут наши режиссеры, но одно можно сказать точно — кино всегда будет оставаться важной частью культуры и общества, способствуя его развитию, а первая Лаборатория киножурналистики, позволила современному российскому кинематографу найти путь к своему зрителю через профессиональное сообщество региональных журналистов.
Благодаря таким инициативам мы можем быть уверены, что российское кино будет продолжать расцветать.
Главный редактор журнала «Лица Города» Елена Мясникова.
Фото Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран».
Для справки:
Лаборатория региональной киножурналистики «Наш Экран» — просветительский проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, адресованный профессиональным журналистам, который предоставит участникам возможность получить теоретические знания в области кинематографии для написания рецензий на отечественное кино.
Проект реализуется Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СК РФ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Союза кинематографистов России, Министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания, Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Северо- Осетинского республиканского отделения Союза кинематографистов России.